Реклама: | Скачать 73 Kb.
|
Управление технологическими инновациями в образовании Тихонова Елена Александровна В качестве одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед системой образования, выделяется создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования. Решение этой задачи предполагает разработку и реализацию инноваций в сфере образования. В основе инновационной образовательной деятельности лежат современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), их применение с целью обучения, или технологические инновации. Важной особенностью управления образовательными инновациями является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и обучающихся, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования. На сегодняшний день арсенал технологических средств современного образования достаточно многообразен, и при этом он расширяется чрезвычайно быстро. В качестве основных технологий, которые активно внедряются в образовательные процессы и использование которых с целью обучения быстро расширяется, можно выделить технологию электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web и другие Интернет-технологии. Технология электронной почты все шире используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Различаются модерируемые и немодерируемые, открытые и закрытые почтовые конференции. Необходимо отметить, что в большинстве учебных почтовых конференций целесообразно управлять и координировать дискуссии, т.е. большинство из них модерируемые. Эффективность применения данной технологии в учебном процессе во многом определяется квалификацией модератора (специалиста, ведущего учебную конференцию), его умением управлять дискуссией так, чтобы цели учебного курса достигались в наибольшей степени. Активно внедряется в учебные процессы и такая технология, как компьютерные обучающие программы, в том числе гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Использование специально разработанных инструментальных средств существенно облегчает процесс создания компьютерных обучающих программ. С их помощью даже преподаватели дисциплин, далеких от компьютерных технологий, могут легко создавать обучающие программы. В настоящее время стало возможным говорить о том, что использование Web-технологий для разработки и доставки учебных курсов ведет к развитию новой модели, новой парадигмы обучения. Инновационные учебные курсы разрабатываются на базе Web страниц и метафоры карты информационного учебного пространства. К основным типам Web-технологий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести такие технологии, как итегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web технологии, асинхронные компьютерные конференции, синхронные учебные конференции, дистанционная совместная групповая работа и другие. При управлении технологической основой современного образования целесообразно поддерживать использование открытых стандартов и открытых источников программного обеспечения, что было, например, рекомендовано в 2001 году Резолюцией Европейского Совета по э-обучению. Особое место в современном основанном на ИКТ учебном процессе занимают образовательные порталы и ресурсы. Порталы могут стать путем эффективного использования сети интернет в образовании. При их применении важно сочетать эффективное использование с фильтрованием не относящегося к учебному процессу содержания, предоставлять услуги электронной почты и web-хостинга для студентов и преподавателей. В Норвегии, например, разработан проект «Viten.no» по созданию основанной на web-технологиях научной среды с перспективой предоставлять образцы использования ИКТ в учебно-научной аудитории. Это фактически новый портал с интерактивным учебным материалом для цифровой поддержки преподавателей естественнонаучных дисциплин. При управлении ИКТ-инновациями в образовании часто возникает вопрос об образовательных ресурсах. Одно из самых ценных качеств интернета состоит в возможности легкого доступа к мировому культурному наследию, и Web часто сравнивают с виртуальной библиотекой. Однако использование подхода образовательных ресурсов не является обязательным. Не все преподаватели и студенты стремятся иметь дело с огромным множеством документов. Сейчас при управлении образовательными ИКТ-инновациями все чаще развивается и активно применяется такой подход к образовательным ресурсам, который получил название подход «наилучших связей» («best links»). Порталы создаются для того чтобы дать доступ к большому объему разнообразных средств, ресурсов и информации. Однако мало известно об использовании таких порталов. Предпочитают ли люди небольшие порталы, когда они знают, кто управляет ими, или им больше нравится использовать огромные анонимные порталы? Есть ли у порталов постоянные пользователи? Воспринимается ли информация порталов как объективная? Обязаны ли порталы быть нейтральными и независимыми в предоставлении информации? Много порталов созданы дисциплинарными сетями и используются преподавателями этих дисциплин. Насколько популярны и адекватны такие порталы? При управлении ИКТ-инновациями в образовании, использовании цифровой информации и цифровых средств в учебном процессе должны рассматриваться разнообразные вопросы этики, собственности, преобразования, контроля, архивирования и т.д. Сети – это открытые системы, и по ним может быть получена как ценная познавательная, так и оскорбительная для людей информация. При использовании сетей могут нарушаться права собственности, авторского права. Важная информация может быть уничтожена компьютерными вирусами. И при управлении ИКТ-инновациями в образовании все эти вопросы должны рассматриваться и решаться заблаговременно, прежде чем они превратятся в серьезные проблемы. Работа с цифровыми документами требует учета того, что быстрое технологическое развитие делает их уязвимыми, к тому же они могут быть просто повреждены, и поэтому нужно использовать разные способы архивирования цифровой информации. Цифровая информация и основанные на ИКТ образовательные среды должны постоянно анализироваться с позиций предоставления ими новых возможностей для творчества, конструирования, исследования, воображения, мышления и т.д. Основанные на технологиях образовательные сети все больше выступают как средства коммуникации, предоставляющие возможности взаимодействия посредством порталов. Основанные на технологиях сети представляют собой новую структуру в образовательных средах. В России среди таких объектов информационной инфраструктуры образования, как РЦИ, ЦНИТы, Центры Интернет, WWW-серверы вузов и др., выделяется интегрированная транспортная сеть RBNet, RELARN-IP, RUNNet. В Дании разрабатывается сеть, которая рассматривается как образовательное дополнение к развитию интернет-средств и инфраструктуры. Kinnisnet представляет собой платформу, предназначенную для развития образования и обучения. Она использует единую систему регистрации пользователей (logon систему). Партнерство с четырьмя крупными образовательными издательскими компаниями означает, что издатели разрабатывают 200 тематических подсайтов, в то время как Kinnisnet развивает «pay-per-view» обеспечение и систему расчетов. Цель Панэллинской школьной сети («Panhellenic school network») состоит в том, чтобы соединить все начальные и средние школы Греции посредством образовательной интранет и предоставить им современные онлайн услуги, для того чтобы новое поколение образовательного сообщества могло каждодневно использовать ИКТ в образовательном процессе. Ожидается, что объединенные в эту сеть школы будут более широко и углубленно использовать ИКТ в учебном процессе. Представляется целесообразным провести международные исследования и сравнительный анализ коллаборативных образовательных сетей. Сейчас многие инновационные программы в сфере образования финансируют создание и развитие сетей. Чрезвычайно важно точнее уяснить, что в их деятельности является наиболее успешным, каким образом создаются и развиваются на их основе образовательные сообщества, как наиболее эффективно применять такие сети, насколько они используются для таких образовательных действий как коммуникация и дискуссия посредством электронной почты и форумов, совместном обучение в синхронном и асинхронном режимах, поиск информации, обмен информацией. Сами образовательные учреждения, школы не имеют необходимых ресурсов для исследования таких вопросов, но им необходима информация о том, к каким образовательным результатам стремиться, на какие достижения можно ориентироваться, какие академические цели можно ставить перед собой, развивая образовательные инновационные технологии на базе сетей. Европейская кооперация в области образования привела к консолидации существующих компьютерных сетей, ставших основой формирующейся новой образовательной системы, и выявила роль инновационных образовательных технологий в модернизации системы образования. Важным достижением последних лет стал запуск сети European Schoolnet (см. www.eun.org ), которая соединила министерства образования 24 европейских стран и создала несколько оригинальных структур для отражения инновационной деятельности в сфере образования и процессов управления этой деятельностью. При управлении инновационной деятельностью в сфере образования необходимо стремиться к балансу между технологической осуществимостью инноваций, технологическим давлением и образовательным запросом на нее. В настоящее время образовательные ИКТ-инновации, в которых доминирует технологическое давление, имеют тенденцию смещаться в направлении большего баланса между технологическим давлением и образовательным запросом. Однако технологический фактор во многом определяет ход инновационной деятельности в образовании, и его значимость нельзя недооценивать. Акцент на технологии, который раньше часто доминировал при управлении образовательными ИКТ-инновациями на всех уровнях, постепенно уменьшается и замещается более целостным подходом к управлению инновационной деятельностью в образовании. Возможно, что финансовый кризис в интернет-секторе стал одной из причин такого смещения акцентов. Другой причиной для такого относительного уменьшения внимания к фактору ИКТ-оборудования в инновационной образовательной деятельности стало осознание того, что «много компьютеров» необязательно означает «наилучший образовательный результат». Более того, оказалось довольно трудно определить, что является «наилучшим» и по отношению к «наилучшему применению ИКТ в практике преподавания и обучения», и в отношении «наилучшего использования инновационных основанных на ИКТ образовательных технологий». Становится все более ясным, что кроме доступа к технологии целый ряд принципиально других факторов определяют успех или неудачу инновационной образовательной деятельности. Образовательные ИКТ-инновации нельзя рассматривать только как результат доступа к технологиям или их применения. Использование ИКТ в учебном процессе зависит от широкого социально-образовательного контекста, от существующих в образовании институциональных форм и организационной культуры. Оно отражает превалирование социальных факторов и отношений в инновационной образовательной деятельности. Образовательное учреждение – это социальные организации, которые и сами влияют на ход ИКТ инновационных процессов, и испытывают на себе влияние инновационной деятельности. |