Стандарты общего образования второго поколения: основные смысловые напряжения Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных технологий РИНО ПГУ Структура лекции Цели, виды работ и результаты на ближайшие полгода Смысловые напряжения стандартов второго поколения Часть первая Что мы вместе можем сделать за полгода? Общая рамка проекта Наименование: «Комплексное научно-методическое сопровождение процессов разработки образовательных программ базовых школ» Сроки реализации: август-ноябрь 2010 г. Заказчик: Министерство образования Пермского края В ходе проекта будут выделены пять пилотных школ Участники проекта Управленческие команды коллективы базовых школ Педагогические коллективы пилотных базовых школ Сотрудники муниципальных органов управления образованием и методических кабинетов Преподаватели Пермского государственного университета Сотрудники Министерства образования Пермского края Что получат все БШ по результатам реализации проекта? участие в процессе разработки образовательных программ нового поколения; методические рекомендации по разработке образовательных программ БШ; сборник «Проектирование образовательной деятельности БШ»; сборник учебных программ. Что получат пилотные школы? проект образовательной программы, в котором проработаны наиболее существенные элементы, совместные разработки учителей и преподавателей университета, имеющие рецензию и статус публикации, выступления педагогов и управленцев на региональном форуме, возможность стать краевым центром инновационного опыта. Виды работ в рамках проекта Проектирование образовательных программ базовых школ Совместная разработка учебных программ учителями БШ и преподавателями университета Мониторинг эффективности запуска и функционирования БШ Проведение регионального форума «Образовательные программы нового поколения - проблемы, поиски, решения» Проектирование образовательных программ БШ Проведение выездных семинаров в университетских округах с управленческими командами БШ (октябрь) Выделение пяти пилотных БШ, совместная разработка образовательных программ с педагогическими коллективами БШ (октябрь-ноябрь) Подготовка документов трех БШ на статус «Центр инновационного опыта» Совместная разработка учебных программ Участники: учителя БШ и преподаватели университета. Сроки: октябрь-ноябрь 2010. Предмет разработки: учебные программы инновационных элементов образовательного процесса: краткосрочных курсов, модулей, профессиональных и социальных проб, элективных курсов и курсов по выбору и т.д. Результат: - программы, имеющие рецензию преподавателей ПГУ;
- публикация программ в электронном сборнике.
Проведение мониторинга Сроки: ноябрь 2010. Участники: базовые школы, эксперты, руководители органов управления образованием. Школы: проводят самооценку с помощью квалиметрических шкал. Эксперты: выделяют перспективные и проблемные аспекты становления БШ. Чиновники: проводят сопоставительный анализ БШ, необходимый для принятия управленческих решений. Сроки конкретных мероприятий 6-8 октября 2010 – выездные семинары в университетских округах 11-29 октября – отработка системы мониторинга 20-22 октября – выездные семинары в округах с пилотными школами (возможно и участие других школ) 10-12 ноября – семинары в ПГУ с управленцами и педагогами пилотных школ 26 ноября – форум на базе ПГУ Часть вторая Что существенно должно измениться в школе в ближайшие 10 лет? Почему 10 лет? Стандарты начальной школы приняты в 2009 году Их экспериментальная пробация начинается в 2010-2011 году С 2011 года предполагается масштабное введение новых стандартов в начальной школе Первоклассники 2011 года должны будут проучиться как минимум 9 лет чтобы стать старшеклассниками Сосуществование двух стандартов В течение ближайших 10 лет в школе будут сосуществовать учебные планы, образовательные программы, программы учебных предметов, относящиеся к различным стандартам. Привычный БУП будет меняться новым базисным учебным (образовательным) планом постепенно. Подобное сосуществование как минимум удваивает уровень сложности методической и управленческой деятельности. Сложность освоения новых стандартов Новые стандарты включают целый комплекс принципиально новых для массовой школы идей. Объем стандартов, методических рекомендаций и разработок, «требований…» по уже принятым стандартам (НШ) крайне велик. Необходимо разобраться и выделить наиболее существенные направления изменений, работа над которыми позволит поэтапно и конструктивно реализовать новые стандарты. Общество стремительно меняется и становится мозаичным «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»; ^ «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся»; ^ «ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»; ^ «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся»; ^ «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; Необходима реализация ИОТ для одаренных детей и детей с особенностями в развитии «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»; ^ «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности». Главное Структура шага проектирования: Результат Способы его достижения Система оценки и гарантии качества Типы результатов Личностные Метапредметные Предметные Личностные результаты «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности». Метапредметные результаты «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями». ^ «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира». Структура образовательной программы пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; … программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Что является принципиально новым? конкретизация результатов программа формирования УУД система оценки качества Задание для работы в группах Назвать три «главных» УУД и обосновать свой выбор. Конкретизировать результаты освоения УУД в собственной школе. Подготовить выступления по результатам работы в группе. Деление на группы Начальная школа Основная школа 5-7 класс Основная школа 8-9 класс Старшая школа Для работы в группе необходимо записаться в одну из них в начале обеденного перерыва. |